Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов.
В биографии Ивана Хруцкого (1810–1885), белорусского и русского художника, много белых пятен: он не оставил ни воспоминаний, ни дневников. Большую часть жизни Хруцкий был очень востребован и продуктивен, но на склоне лет отошел от живописи. Много работал для церкви — однако почти ничего из этого наследия не сохранилось. Сейчас известно около сотни его работ, рассеянных по музеям на всем пространстве бывшей Российской империи.
«Айвазовский цветов и плодов» — так называли современники художника. Действительно, более всего он известен именно натюрмортами, хотя писал и портреты, и жанровые сцены.
Самыми привлекательными в творчестве художника остаются, конечно, натюрморты. Начинал он со скромных работ с фруктами, а на пике карьеры писал обильные композиции с цветами и символическими предметами. Характерный пример — показанная на выставке одна из самых большеформатных композиций художника «Овощная лавка». Это единственное произведение Хруцкого, приобретенное Академией художеств.
«Мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут… есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное», — так писал о картинах Ивана Хруцкого многотиражный ежемесячный журнал «Библиотека для чтения» в 1839 году. И художник пользовался своей славой: на выставке показаны две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного аж восемь раз. «Долгое время художнику не хватало отличительного предмета — вещи, которая была бы присуща только его работам, — говорит Анна Корндорф. — Он нашел его в фаянсовом кувшине завода Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет на выставке».
Так же любим был Иваном Хруцким жанр «девушки с корзиной». А уже уехав из Петербурга в имение Захарничи близ Полоцка, он много писал собственных детей. Они, например, рассматривают альбом с картинками на полотне «В комнате» из Третьяковской галереи, которое являет собой образец редкого для России стиля бидермейер. Всего на выставке в московском фонде In artibus представлено 20 произведений, собранных из полутора десятков коллекций, в том числе из Национального музея Республики Беларусь в Минске.
Источник: ТАТЬЯНА МАРКИНА